Хочешь долго жить — учись долго жить.

19.02. 2007. Эссе.

ХОЧЕШЬ ДОЛГО ЖИТЬ — УЧИСЬ!!!

К. Рекемчук, писатель, владелец «Независимой газеты»

В детстве нам с сестрой папа всегда зачитывал вслух два типа информации из еженедельника «Новое время» о государственных деятелях Запада. Во-первых, о протяженности их образования, почти всегда до 30 лет, с перечислением всех этих Оксфордов, Кембриджей и Гарвардов. Во-вторых, о продолжительности их жизни. Так формировались ценности и подсознательное ощущение верности гипотезы о взаимосвязи между долгой учебой и долгой и счастливой жизнью. Я до сих пор корю своих студентов за то, что почти все они поголовно работают, а на учебу тратят мало времени. Мне кажется, начиная раннюю карьеру, они рано станут получать тысячи долларов, но никто из них не будет зарабатывать миллионы. Для этого нужно воображение и нестандартное мышление, которые губятся ранним включением в производственный процесс. Любого рода. Было бы лучше, если бы они с рюкзаком за плечами по дешевым студенчес¬ким тарифам осваивали архитектурно-культурно-историческое пространство мира, формируя запасы эмоциональной и душевной прочности с прицелом на всю жизнь. Ранняя работа сушит эмоции, истончает нервы и гасит восторг от жизни. С этим набором представлений я и живу всю свою жизнь. А недавно мне попалась статья в «Нью-Йорк тайме» про продолжительность жизни, основанная на серьезных исследованиях и неожиданно подтвердившая метафизическое знание, данное мне в семье. Оказывается, чем лучше образование, чем дольше дети ходят в школу, тем дольше они живут! Каждый дополнительный год в школе дает полтора года дополнительной жизни! И инвестиции в образование для продолжительности жизни намного эффективнее инвестиций в систему здравоохранения! Иными словами, можно тратить деньги на больницы для все возрастающего числа пациентов, а можно через образование детей прививать им культуру вообще и физическую культуру в частности, чтобы больницы им были не нужны! Считается, что главное для, долгой жизни — деньги, отсутствие стресса, любящая семья, много друзей. Могу добавить от себя: чем меньше начальников, тем крепче здоровье, потому что сам организуешь свою жизнь, ее стресс и темп. Это правда, но важно понимать и то, что все эти благоприятные факторы чаше всего следствие хорошего образования. Да и женщины, живущие дольше мужчин, в последние десятилетия демонстрируют устойчивое превосходство над мужчинами в стремлении получить образование. Между тем очевидно, что хорошее здоровье содействует карьере, а стало быть, доходам, месту в жизни, ее качеству. Олег Дерипаска говорит, что его менеджеры тратят 80% своего времени на работу в компании. Так же работает и команда Германа Грефа. В Кремле, судя по всему, тоже спят мало. Выдержать этот темп невозможно без регулярных занятий спортом, правильного питания, исключения курения и крепкого алкоголя. Бедные люди хуже образованны, чаще курят и пьют водку. Они не могут планировать свою занятость и карьеру. У них больше предрассудков и пренебрежения к идее здорового образа жизни: мол, живем один раз или — не учите жить, лучше помогите материально! Среда и ценности, в которые погружен человек, диктуют ему границы дозволенного. У богатых белых американцев уже двадцать лет курение сигарет воспринимается как публичное признание того, что в жизни что-то пошло наперекосяк. Риск смерти у курящего человека в два раза выше, чем у некурящего, в любом возрасте. Исключение представляют японцы, которые очень много курят, но компенсируют это из¬бытком рыбьего жира в рационе. Другой фактор роста смертности в 2— 3 раза — - социальная изоляция стариков, которые из-за низкой образованности и культуры не могут выстроить отношения с детьми. Просто нет никого рядом для оказания помощи, да и одиночество — стресс смертельный. Да и внуки многое теряют без стариков. Я с грустью думаю о двух миллионах бездомных детей в нашей стране, шансов на продолжительную жизнь у которых почти нет, это понятно не только из озвученной мною гипотезы, но и исходя из рисков среды их нынешнего обитания. Вернув детей в школу, мы сохраним нацию.

Во-первых, здравствуйте! Я снова с вами и продолжаю писать свои заметки. Во-вторых, дальше не желательно читать, не прочитав эссе выше. На примере этого эссе я хочу показать несколько моментов и продолжить, но никак не закончить, тему образования.

Скажу прямо, это эссе меня возмутило. У меня получилось родить быструю реакцию на него: «Привет, Я считаю, что такое дерьмо, как это эссе обсуждать не нужно. Не пачкаемся, улыбаемся и машем. Спасибо за внимание.»

Я давно хотел написать о софизмах, эдаких «приемах слова», которые используются для убедительности в разговоре, не имея под собой серьезных оснований. Сам грешен и раньше их использовал. Я не понимал, что я делаю, но делал. Грубо говоря, это можно назвать притягиванием чего-либо за уши. Фактов, например. В тексте пропихивается мысль, что продолжительность образования и продолжительность жизни связаны напрямую. Я считаю, что этой связи нет. Связь проглядывается между уровнем жизни (в том числе и здоровьем, зависящем так или иначе от финансов) и продолжительностью жизни. У тех, у кого есть достаточно денег, на то, чтобы оплачивать образование до 30 лет в «Оксфордах, Кембриджах и Гарвардах», есть деньги и на то, чтобы получать качественную медицинскую помощь, жить в условиях, сопутствующих здоровью и покупать здоровую пищу. И наоборот.

Кстати, давно хотел поделиться. Это не так сильно касается эссе, сколько моей темы. Если вы видите в тексте «ученые доказали, что», «совершенно очевидно, что», «всем понятно, что» и подобные выражения, то это первый признак задуматься, а все ли понятно автору? В большинстве случаев, это знак, что у мысли или вывода нет основы, но впихнуть в текст её необходимо. Да и так, чтобы верили. Знаете, вторая покоробившая меня и задевшая за живое фраза была: «Но никто из них не будет зарабатывать миллионы. Для этого нужно воображение и нестандартное мышление, которые губятся ранним включением в производственный процесс. Любого рода.» Давайте рассуждать. Из чего берется воображение и нестандартной мышление? Я полагаю, что из личностной свободы. В образовании есть свобода? Упаси господи. Институт образования — это планомерный путь к выдавливанию свободы из человека. Очень успешный в этом плане институт, надо сказать.

Маленькая вставочка на тему софизмов и ложных логических выводов: все, что будет написано ниже может быть неправдой. Ровно как и то, что написано выше. Я не беру на себя ответственности за истинность своих суждений, но я в них уверен.

Итак, воображение, нестандартное мышление и творчество — производная от свободы. Я согласен, что на некоторых работах эту свободу можно загубить, ровно как и в институте (или школе). Да и вообще, давайте понимать, что наши враги — не единственные, кому важно сделать из нас зависимых и не свободных людей. В этом могут быть заинтересованы многие. Государство, которому подчиняющиеся граждане более выгодны, чем свободные. Работодатель, которому удобнее работать с тихим и мягким секретарем, нежели с свободолюбивым человеком, способным отстоять свое мнение. Друг, которому комфортнее чувствовать себя рядом с нами, если он выше, лучше и свободнее. Родители, правоохранительные органы и органы исполнительной власти, армия, спекулянты, продавцы. Все-все, кому важно влиять и навязывать. Не так много путей в этой жизни, в которых раскрывается настоящая свобода. По ним может быть или трудно идти, или легко. Их, возможно, трудно найти и понять. Не суть. Просто стоит смириться с тем, что нашу свободу регулярно отбирают. Или пытаются отобрать. Эти моменты нужно просто ограничивать.

И на последок я вернусь к эссе и доцитирую его своими небольшими репликами. На примере этого текста видно, как отбирают нашу свободу. Свободу думать:-).

> о протяженности их (о государственных деятелях Запада) образования, почти всегда до 30 лет.

Тут подмена понятий. Не следует из того, что человек учился до 30 лет то, что он станет государственным деятелем или другим значимым лицом. Вам известны примеры? Думаю, да — посмотрите на свою семью и семьи своих друзей. Дело в том, что скорее всего, те люди, которые выдержали 30 лет обучения в мощных институтах — и так готовы на многое. Возможно, что их внутренний стержень выстоял бы и без такой школы выживания.

А дальше текст заметки утерян. Писать заново я не хочу.

  • http://www.5cs.ru/ Тарас

    никак не согласен с этой заметкой. как может продолжительность жизни зависеть от продолжительности и качества образования .образования. по моему это полный абсурд

  • Pip

    Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека

  • http://www.smehnakarte.ru/ Тимур

    Т.е нужно всю жизнь учиться и тогда жизнь покажется вам долгой и интересной

  • Luna

    Кто занимается творчеством и работает с молодёжью, тот остаётся молодым долгожителем.