Кризис хостинга. Кризис бизнеса.

crysisЧуть позже я анонсирую корпоративный блог Hosting-pro.org. А пока взял статью из него, публикую запись и у себя.

На рынке отечественных хостинг услуг работают сотни компаний, создавая сильную конкуренцию друг другу. Новые «хостеры» открываются практически каждый день, но этот home-бизнес обречен на провал. Только если он не пройдет все грядущие кризисные времена.

Как раз об этих кризисах мы сегодня и поговорим. На основе трехлетнего опыта руководства хостинг-провайдером hosting-pro.org и наблюдения за десятками других компаний, мне удалось вывести: какие же кризисные времена переживает каждая хостинг-компания, как к ним подготовиться и как их преодолеть.

Стоит отметить, что определения кризисов подходят для большинства других бизнесов, поэтому их можно считать универсальными и брать себе на вооружение, какое бы дело вы не открывали. Сферу хостинга я взял для примера только по той причине, что она мне близка.

Итак, хостинг-компания открыта. Создан сайт компании, на нем выложены тарифные планы, готова вся техническая база для приема клиентов на обслуживание. Впереди: горы денег. Полет начинается.

Но вот беда: проходит неделя, две или месяц и хостинг-бизнес кажется не таким уж и радужным, как вначале. Реклама, оказывается, стоит дороже, чем ожидалось, клиенты приходят не столь охотно, да ведь ещё просят какую-то «качественную техническую поддержку». Что делать?


Знакомьтесь, это — Кризис интереса.
Предположительное время наступления: 2 недели — месяц работы.
Причина: Интерес к новому делу падает по разным причинам, например сложность работы или неясность результата.

Это самый первый и самый легкий в преодолении кризис, случающийся практически у каждой новой компании. Столкнувшись с ним, многие руководители уделяют все меньше и меньше внимания бизнесу и, как следствие, вскоре закрывают его.

Кризис интереса проще предугадать и заранее подготовиться к нему, нежели преодолеть его. Просто знайте, что он практически в любом случае заглянет к вам в офис и уже при открытии дела сделайте следующее:

1) Ответьте для себя на вопросы «Зачем мне лично этот бизнес?», «Почему этот бизнес мне нравиться и не нравиться?», «Как этот бизнес может вдохновлять меня?» и запишите ответы на листе бумаги.
2) Поставьте ясные и конкретные цели на ближайшие несколько месяцев, выраженные в деньгах, заказах, оборотах. Каждой цели должна соответствовать дата, обозначающая предположительный срок достижения.
3) Распишите как можно больше задач, которые вам нужно решить в ближайший месяц и продолжайте пополнять этот список во время работы.

Сам кризис интереса можно преодолеть только пройдя сквозь него. Найдите свои мотивы, вспомните про цели, заставьте себя, в конце концов. Двигайтесь дальше и начинайте готовиться к следующему кризису.

Кризис бума.
Предположительное время наступления: 3 месяца — пол года работы.
Причина: Бизнес начал развиваться, но ресурсов под его дальнейшее развитие уже не хватает.

Вот представьте, к примеру, при открытии хостинг-провайдера мы заложили в аренду оборудования под определенное количество клиентов некоторую сумму. Первый месяц оборудование отлично справляется со своей задачей, ведь оно загружено всего на 15%! И нагрузка в 50% на втором и третьем месяце работы не вызывает никаких подозрений. И вдруг, «внезапно», наступает такой момент, что оборудование переполнено, и новых клиентов размещать негде. Это и есть кризис бума.

Все знают, что «беда не приходит одна». Поэтому обычно кризис бума характеризуется недостатков трудовых, технических, финансовых и информационных ресурсов сразу. Если заблаговременно не продумать его наступление, то кризис бума будет опасен тем, что все задачи связанные с привлечением дополнительных ресурсов в бизнес станут сверхсрочными одновременно. А решение этих задач (совместно с повседневной работой) займет много времени и существенно оттянет развитие компании.

Для того, чтобы обезопасить свой бизнес от долгих простоев, начните заранее продумывать как вы будете расширять компанию и начинайте это делать.
Запомните универсальное правило: продумывать расширение нужно уже тогда, когда ресурсы будут заняты на 50%. А непосредственно расширяться, когда ресурсы будут заняты на 75%. Обязательно при вводе новых ресурсов (персонал, юниты оборудования и т.д.) учитывайте возможные задержки и перебои и делайте все заблаговременно.

Отдельно стоит сказать про недостачу финансовых ресурсов. Это очень важно: все свои затраты нужно заранее запланировать и полученную прибыль откладывать на дальнейшее развитие компании. Или заранее найти источники дополнительного финансирования.

Кризис бума не закончится, он будет повторяться циклично, требовать к себе внимания и регулярного увеличения бюджетов под расширение бизнеса. До тех пор пока не придет его старший брат — кризис роста.

Кризис роста.
Предположительное время наступления: 1 год работы.
Причина: постоянная периодичность кризиса бума и все более быстрый рост бизнеса приводит к той ситуации, когда руководителю (или руководителям) не хватает времени ни на поддержание компании и качества услуг в хорошем состоянии, ни на её расширение.

Кризис роста не отличается от других кризисов, поэтому к нему нужно готовиться. Рассмотрите следующие вопросы, чтобы прохождение этого кризиса было легче:
1) Как я могу автоматизировать свой бизнес?
2) Какие ещё обязанности я могу делегировать своим сотрудникам?
3) Каких сотрудников мне необходимо ещё нанять для экономии личного времени?
4) Какие задачи я могу стандартизировать и написать для них схему выполнения?
5) Какие регулярные задачи я (или мои сотрудники) могу выполнить несколько раз сразу, дабы сэкономить время в будущем?

Помните, что основная задача в прохождении кризиса роста: делегировать, освободить личное время, создать четкую структуру организации. Начните писать должностные инструкции, нанимать сотрудников, давать им больше ответственности заранее, до того момента, когда времени у вас на это не будет. Не дайте себе попасться в крысиные бега!

Кризис развития.
Предположительное время наступления: 2 года работы.
Причина: В развитии бизнеса неизбежно наступает тот момент, когда развиваться дальше уже нельзя, не создав бизнес заново.

Что подразумевается под «создать бизнес заново»?
При открытии компании мы продумываем её структуру, схему работы и начинаем деятельность. В течении двух лет эта схема оттачивается, стандартизируется, улучшается. Но наступает момент, когда она уже не работает. Бизнес перерос сам себя. К примеру, встала обязательная задача открыть несколько филиалов. Или построить собственный датацентр. Бизнес такой, какой он есть сейчас, этого не потянет. Поэтому его нужно создать заново, придумать новую схему работы и запустить все вновь. Конечно же, сохранив все старые активы: бренд, клиентов, имущество.

Прохождение этого кризиса можно назвать трансформацией малого предприятия в среднее. Сверхмалого в малое. Или среднего в крупное.

Кризис развития неизбежен каждый раз, когда мы проходим несколько десятков ступенек и впереди новый этаж. Во время бурного развития компании столкнуться с этим кризисом придется не один раз. И времени на его прохождение нужно существенно больше, иногда пол года, а иногда год. А некоторые компании так навсегда и остаются существовать в этом вечном кризисе развития, собственноручно ограничив свою верхнюю планку развития.

Вот и все. Я описал те 4 кризиса, которые, вероятно, поджидают каждую новую компанию, в том числе и в сфере хостинга.

Вместо постскриптума: заблаговременная подготовка к кризисам, успешное их прохождение — это один из самых главных залогов вашего бизнеса! Успехов вам!

  • Gena

    хостинги продают все дороже и дороже и все некачественнее

  • in god we trust

    Кризис-шмизис, уже почти кончился,радуемся

  • http://alllexe.com Akkllexe

    Интересно написал про кризисы. Но слишком позитивно. Т.е. нет таких проблем в твоем описании как неплатежи, плохие клиенты и т.п.

  • http://www.zhadanov.ru Жаданов Иван

    Конечно же есть. Но все эти проблемы учитываются в конечной стоимости продукта и финансовых проблем из-за этого не возникает. Просто остальные клиенты платят чуть больше.